Мудр не тот, кто много знает, а тот кто знает нужное.

пятница, 12 октября 2012 г.

Школьная библиотека






День товарищества - 19 октября
Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим...
А.С. ПУШКИН
В октябре 1825 года - 175 лет назад - Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, приветствует издалека своих друзей знаменитыми стихами "19 октября":
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за грань окружных гор...
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
19 октября по старому стилю - день открытия Лицея, который его первые выпускники начали праздновать с 1822 года. Душой и гениальным песнопевцем этих дружеских встреч был, конечно же, Пушкин, который по кочевой и драматичной своей судьбе не всегда мог быть рядом с товарищами. Но поэт всегда помнил, что чья-то судьба сложилась еще трагичней. "Он не пришел, кудрявый наш певец", - вздыхает Пушкин в стихах "19 октября" о Н.А. Корсакове, который умер в Италии еще в 1820 году.
В 1836 году женатый и остепенившийся Пушкин на последней своей лицейской встрече читает друзьям незаконченное стихотворение, написанное тем же размером, что и знаменитое "19 октября":
Всему пора: уж двадцать первый раз
Мы празднуем Лицея день заветный.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Поразительно! Пушкин пишет об этих переменах выстраданно и понятно для друзей, но мы воспринимаем это как философскую риторику, как историческую данность, но не как личную трагедию - ведь Пушкин и его заветные друзья в главном для нас, потомков, не менялись: они оставались патриотами России, талантливыми сынами Отечества, радетелями и страдателями за его судьбу - будь это выдающийся дипломат, князь Горчаков или сосланный в Сибирь закадычный друг, декабрист Пущин.
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
Пушкин забирается в дебри истории, начинает вспоминать злого кумира юности Наполеона, которого победил Александр I - "народов друг, спаситель их свободы", окончательно запутывается и читает на пирушке стихи, обрывающиеся на полстроки: "И ураган их...". Неужели до рифмы не мог дойти? Все сложней и понятней: Пушкин гениально описывал состояние любящей, верной заветам предков души, но порой утрачивал интерес к собственным рассуждениям и даже прозрениям. Свидетельство тому - уничтожение десятой главы "Евгения Онегина". Хватит, мол - нарассуждались и наописывались...
Никто ни до, ни после поэта не посвящал столько вдохновенных строк и запечатленных порывов души мужской дружбе. И в этом он нам - высокий нравственный и даже бытовой пример.
Пушкин оставил протокол празднования Дня товарищества: "Обедали вкусно и шумно; поминали лицейскую старину; пели национальные песни". Важность последнего и тогда подчеркивалась им - именно национальные, родные! Сколько раз в телепрограммах и на вечерах "Русского Дома" мы призывали учредить в сердцах, а может, и в государственных анналах этот святой Праздник дружбы, всепобеждающего товарищества - 19 октября! Именно так - без всякого пересчета на новый стиль, потому что дата сия освящена стихами и чувствами Пушкина. Неужели мы не можем возродить эту традицию и учредить День дружбы - школьной, дворовой, армейской, институтской, профессиональной? Неужто навязанный праздник с выходным какого-то трехполосного флага или независимости России от самой себя важней чисто человеческого торжества святого чувства дружбы? Подумайте, читатели и зрители, предложите свой сценарий, поделитесь опытом. А мы об этом с радостью напишем.
Если дружбу и верность ценим,
Над землей отгорел не зря
День товарищества, день Лицея -
19 октября...


Что почитать
Книги


Басина, М.Я.
В садах Лицея. На брегах Невы: документальные повести / М. Басина; оформл. Г. Губанова; натурн. фотографии М. Величко и Г. Савина; фоторепродукции А. Короля. — Л.: Дет. лит., 1988. - 357 с.: ил. - (По дорогим местам).

Документальные повести о лицейских годах А. С. Пушкина, о жизни поэта в Петербурге до южной ссылки.


В садах лицея: фотоальбом / авт.-сост. М. Руденская, С. Руденская; фотосъемка В.П.Мельникова. – Л.: Лениздат, 1989. – 318 с.


Голлербах, Э.
Царское Село в поэзии / Эрих Голлербах; коммент., послесловие Евгения Голлербаха. - СПб.: Серебряный век, 2009. - 136 с.

Антология «Царское Село в поэзии» - сборник поэти­ческих произведений о «городе муз», созданных лучшими российскими авторами за триста лет существования Царского Села: от Михаила Ломоносова и Гавриила Державина до Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой.
Книга содержит комментарии (автор - Е.А.Голлербах) и является содержательным «поэтическим путеводителем» по городу, оказавшему самое значительное влияние на историю отечественной культуры.


Грот, К.Я.
Пушкинский Лицей (1811—1817): Бумаги I курса, собранные академиком Я. К. Гротом. - СПб.: Академический проект, 1998. - 512 с.

Книга является замечательным собранием документов и материалов, касающихся первого, пушкинского курса Императорского Лицея. Здесь приводятся воспоминания и дневники первенцев Лицея, а также их переписка; достаточно полный свод литературных упражнений учеников — от классных сочинений до стихов, эпиграмм, «национальных песен»; все сохранившиеся лицейские журналы; подробные отзывы наставников о своих питомцах и пр. В приложении даны выдержки из бумаг III и VI курсов. Книга воссоздает живую атмосферу этого удивительного учебного заведения, подарившего России плеяду прославивших ее людей, помогает почувствовать дух этого Дома, сыгравшего столь важную роль в формировании А.С.Пушкина.


Кобеко, Д.Ф.
Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811-1843 / Дмитрий Кобеко. - М.: Кучково поле: МБФ «Живая память», 2008. - 448 с., ил.

Императорский Царскосельский лицей занимал особое место в системе высшего образования России. Он неизменно ассоциируется с именем великого русского поэта А. С. Пушкина. И гений Пушкина затмил славную историю этого уникального учебного заведения, которое изначально создавалось для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 человек, многие из которых пополнили ряды чиновной знати Российской империи, стали министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета, деятелями науки, радевшими о могуществе Отечества. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли, прежде всего, выпускники 1817 г . — А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Пять лет в нем учился М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель-сатирик, публицист, демократ- просветитель...
Истории образования российского элитарного учебного заведения, учебного процесса, жизненного пути наставников и питомцев и посвящается эта книга, написанная выпускником лицея Д. Ф. Кобеко в 1911 г .


Лицей: мемориальный музей / сост. М. П. Руденская. – Л.: Лениздат, 1976. – 96 с.
Альбом посвящен истории создания мемориального музея и памятным местам города Пушкина, связанным с пребыванием великого русского поэта в Лицее.


Равкин, З.И.
Педагогика Царскосельского лицея Пушкинской поры (1811-1817): историко-педагогический очерк. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 152 с.

В основу предлагаемой читателю книги было положено изучение истории Царскосельского Лицея в Пушкинскую пору. Именно этот период был «золотым веком» Лицея.
В книге впервые рассматриваются педагогическая система Царско­сельского Лицея и важнейшие социально-исторические факторы, ока­завшие влияние на формирование духовной личности и поэтического гения А.С. Пушкина в период его воспитания в условиях этого знаме­нитого учебного учреждения. Характеризуются педагоги и воспитатели, раскрывается значение товарищеской среды, в которой рос и мужал будущий великий поэт.
В книге использован значительный литературный и документальный материал, представлен краткий критико-библиографический обзор некоторых главных литературных источников, в основном относящихся к дореволюционному времени и поэтому малоизвестных сегодняшнему читателю.


Руденская, М.П.
«Наставникам… за благо воздадим»: очерки / М. П. Руденская, С. Д. Руденская. – Л.: Лениздат, 1986. – 319 с.: ил.

Авторы книги «Наставникам... за благо воздадим» М. П. Руденская и С. Д. Руденская известны читателям своими книга­ми, выпущенными Лениздатом, — «Они учились с Пушкиным» (1976), «Пушкинский Лицей» (1980), «С лицейского порога» (1984), явившимися первыми в советское время фундаменталь­ными изданиями по Лицейской Пушкиниане.
Эта книга представляет собой расширенное как по объему, так и по охва­ту темы, новое, переработанное издание книги «Пушкинский Лицей», построенной уже не в форме путеводителя, а в виде очерков, охватывающих всю историю Лицея, с его основанья до создания в наши дни Мемориального музея Лицея.
В этой своеобразной лицейской энциклопедии читатель по­черпнет многие интересные факты и подробные сведения по всем вопросам, касающимся Лицея, его знаменитых выпускников, а более всего — наставников и служащих. История здания Царскосельского лицея и организация в нем музея занимают в книге особый раздел. Книга снабжена обширным научным аппаратом.
Само название книги «Наставникам... за благо воздадим» употреблено в широком смысле, ибо наставниками Пушкина и других знаменитых лицеистов были не только лицейские педа­гоги, но и окружение Лицея — выдающиеся люди того времени; для нас же наставниками предстают и Пушкин, и Салтыков- Щедрин, и другие лучшие представители русской культуры, окончившие Лицей; всем им благодарные потомки воздают должное.


Руденская, М.П.
Они учились с Пушкиным / М. П. Руденская, С. Д. Руденская. – Л.: Лениздат, 1976. – 291 с. – Библиогр.: с. 292-294.

Книга посвящена двадцати восьми однокурсникам великого русского поэта А. С. Пушкина, его друзьям и соученикам по Лицею. Она состоит из очерков-биографий, освещающих весь их жизненный путь.
Книга иллюстрирована портретами, рисунками, фотографиями.


Руденская, М.П.
Пушкинский лицей: очерк-путеводитель / М. П. Руденская, С. Д. Руденская . – Л.: Лениздат, 1980. – 240 с.: ил.

Очерк-путеводитель «Пушкинский лицей» посвящен мемориальному музею, созданному в лицее в советское время.
Основная часть книги — путеводитель. Здесь читатель почерпнет подробные сведения о помещениях и убранстве здания, об организации занятий и быта воспитанников, познакомится с профессорами, учителями и служащими Лицея, с их ролью в формировании мировоззрения лицеистов. Творчество юного Александра Пушкина, сближение его с будущими декабристами, встречи с писателями предшествующего поколения, будни и праздники Лицея — все это подается в книге преломленным сквозь конкретный мемориальный материал.
Издание — подробное и полное — предназначено не только в помощь при осмотре музея, но и для чтения.
Книга написана литературоведом Светланой Давыдовной Руденской. Оригинальную основу книги составляют материалы Марии Петровны Руденской, собранные в годы ее работы (1949—1974) главным хранителем Лицея.
В конце книги помещено «Слово о первом хранителе Лицея» академика Михаила Павловича Алексеева.
Кн. иллюстрирована рисунками А. С. Пушкина, его однокурсников, акварелями и гравюрами художников пушкинского времени.


Руденская, М.П.
С лицейского порога: выпускники лицея1811-1917: очерки / М. П. Руденская, С. Д. Руденская. – Л.: Лениздат, 1984. – 318 с.: ил. – (Б-ка молодого рабочего).

Книга является дополненным переизданием известной работы М. и С. Руденских «Они учились с Пушкиным» (Лениздат, 1976), посвященной друзьям и соученикам великого русского поэта. В нее впервые включены краткие биографические очерки о выдающихся выпускниках Царскосельского (впоследствии Александровского) лицея более чем за 100-летнюю историю его существования, о всех тех, кто, сойдя с лицейского порога, остался верен юношеской клятве жить для блага Отечества, жить «Для Общей Пользы».

Книга написана литератором, краеведом Светланой Давыдовной Руденской, давно занимающейся историей Лицея (автором ряда публикаций по Пушкиниане), по материалам, собранным и подготовленным Марией Петровной Руденской, которая в течение нескольких десятилетий работала научным сотрудником во Всесоюзном музее
А. С. Пушкина. Со дня основания в 1949 году его филиала — Мемориального музея Лицея — она в течение 25 лет являлась главным хранителем. М. П. Руденская — автор научного проекта и художественного замысла реконструкции здания Лицея и мемориализации его интерьеров. Благодаря ее исследованиям в архивах стало возможно максимально полное воссоздание Лицея пушкинской поры, его научная реставрация. Высокую оценку труду первого хранителя Лицея дал академик М. П. Алексеев.
По сравнению с книгой «Они учились с Пушкиным» очерки насыщены многими новыми биографическими сведениями, найденными М. П. Руденской: ею просмотрены и изучены все формуляры— послужные списки лицеистов, наставников, служащих Лицея, дневники, письма, табели с характеристиками воспитанников и многие другие материалы, хранящиеся в Пушкинском Доме, а также в других архивах Ленинграда и Москвы.
Представляют интерес также и приложения — списки имен выпускников Царскосельского лицея (полный перечень) и лицейских просветителей (наставников), снабженные сведениями о многих из них.
Заглавием книги послужила строка из обращения А. С. Пушкина к Ф. Ф. Матюшкину в стихотворении «19 октября» 1825 года.


Руденская, С.Д.
Царскосельский - Александровский Лицей. 1811—1917 / С. Д. Руденская. - СПб.: Лениздат, 1999. - 511 с.: ил.

В золотой фонд Пушкинианы вошли книги С.Д.Руденской и М.П.Руденской «Они учились с Пушкиным», «Пушкинский Лицей», «Наставникам за благо воздадим...» и др.
В новой книге обобщена и отражена вся более чем 100-летняя история Царскосельского - Александровского Лицея, а также Царскосельского благородного пансиона. Читатель познакомится с биографиями лицеистов и их наставников, всю жизнь остававшихся верными лицейскому девизу — жить и трудиться «для общей пользы». Среди героев книги — замечательные деятели русской истории, литературы, науки, искусства, государственные служащие, военные, участники революционного движения, Первой и Второй мировых войн. В книгу входит и рассказ о Мемориальном музее Лицея, его создании, о его первом главном хранителе М. П. Руденской. В настоящем издании впервые использованы документы и материалы, которые не включались из-за цензурных запретов. Книга богато иллюстрирована.
Адресуется широкому кругу читателей, интересующихся историей России.


Томашевский Б. В.
Пушкин: в 2-х т. Т. 1: Лицей; Петербург / Б. Томашевский . — 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990. - 367 с.

В первый том книги о Пушкине выдающегося русского филолога Б.В.Томашевского (1890—1957) вошли две части: «Лицей» и «Петербург». В качестве приложения печатаются главы о лицейских товарищах и преподавателях Пушкина, о лицейских поэтах и журналах, а также таблицы «Недельное расписание уроков в Лицее в 1814 и 1816 гг.».


Тынянов, Ю.
Лицей: часть вторая из романа «Пушкин» / Юрий Тынянов; Загадка Царскосельского лицея: документальная история / сост. Владимир Десятерик; коммент. Анны Мельниковой. – М., 1997. – 176 с.: ил. – (Школьная роман-газета; № 10-11).


Эйдельман, Н. Я.
«Прекрасен наш союз...» / Н. Эйдельман; худож. Ю. Иванов. - 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1982. - 239 с.: ил. - (Компас).

Книга рассказывает о первом лицейском выпуске, о юном Пушкине и его друзьях, о том. сколь прекрасно, могущественно чувство дружбы, товарищества. В книгу вклю­чены стихи юного Пушкина и некоторых лицеистов, замет­ки, письма, воспоминания. Издание рассчитано из читателя среднего и старшего школьного возраста.

 Источник: http://rd.rusk.ru/00/rd10/rd10_28.htm
http://www.bibliopskov.ru/licey200-2.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий