Мудр не тот, кто много знает, а тот кто знает нужное.

понедельник, 28 мая 2012 г.

Школьная библиотека


Стихи из тишины

Михайловское. Кабинет Пушкина. Офорт художника Василия Звонцова.
Михайловское. Кабинет Пушкина. Офорт художника Василия Звонцова.
Последние дни мая и первые дни июня -
всегда Пушкинские.

И не по указу календаря, а по тихому напоминанию
липы и дуба, одуванчика и незабудки:
"Пушкин родился!.."

Пора, мой друг, пора!
покоя сердце просит -
Летят за днями дни,
и каждый час уносит
Частичку бытия,
а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить...
И глядь - как раз - умрем.
На свете счастья нет,
но есть покой и воля.
Давно завидная
мечтается мне доля -
Давно, усталый раб,
замыслил я побег
В обитель дальную трудов
и чистых нег.
Александр Пушкин,

Май-июнь 1834 года

Стихи эти обращены к Наталии Николаевне Пушкиной. Видела ли она их?
 Опубликовано стихотворение было лишь в 1886 году.
"Покоя сердце просит..." Покой не в смысле "отдыха" –
 всякое бездействие Пушкину было чуждо,
 а покой как уединение, как возможность для самых напряженных и плодоносных трудов.
Еще в юности, в лицейском послании Дельвигу, Пушкин писал:
"Укрытый от забот и бед... // В уединении ты счастлив: ты поэт..."

В рукописи стихотворения "Пора, мой друг, пора!..
" имеется план его продолжения: "Юность не имеет нужды
в at home, зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто находит подругу,
 - тогда удались он домой. О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню –
поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические - семья, любовь etc. - религия, смерть".

Трагическая дуэль не дала Пушкину осуществить этот план.
Но Баратынский, Тургенев, Фет, Жемчужников... –
они, ничего не зная об этих пушкинских мечтах, исполнили их в своей жизни.

В 1926 году молодой священник о. Сергий Дурылин
(в будущем - известный писатель и театровед),
спасаясь от возможного ареста в Мураново,
 усадьбе Баратынских-Тютчевых, записывает в дневнике:
 "Тишина как драгоценное вино настоялась здесь
 за долгие десятилетия, за столетия... Эта же тишина отстоялась и в
 стихах Баратынского и Тютчева. В их стихах –
 "настой" крепости, прочности, ясности. Это - стихи из тишины..."

Через три года, в ссылке, куда его отправили после заключения
 в Бутырской тюрьме, Дурылин возвращается к любимой мысли:
 "Нигде нет покоя. Все шумнеет и все теряет какой-то стержень,
 связующий с корнем бытия. Великое в шуме не родится...
 Недаром великое в русской литературе –
все из тишины полей и усадеб... Как страшен будет мир без тишины!"

Есть какая-то очень важная тайна, постичь которую нам не дано,
 в том, что вслед за Пушкиным
 (написавшем "Пора, мой друг, пора..." в мае-июне 1834 года)
 русские поэты писали об уединении именно в эти дни, на пороге лета.

"Бывают странные сближения..." Вот два стихотворения из ХХ века.
 Оба они называются "Уединение". Первое принадлежит Анне Ахматовой.
 Она написала его 6 июня 1914 года в деревне Слепнево, усадьбе Гумилевых.

Так много камней
брошено в меня,
Что ни один из них
уже не страшен,
И стройной башней
стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота
и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч
последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры
северных морей,
И голубь ест из рук моих
пшеницу...
А не дописанную мной
страницу -
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.

Проходит ровно год, и 6 июня 1915-го пишет свое
 "Уединение" Владислав Ходасевич.
Заветные часы уединенья!
Ваш каждый миг лелею,
как зерно;
Во тьме души да прорастет оно
Таинственным побегом
вдохновенья.
В былые дни страданье и вино
Воспламеняли сердце. Ты одно
Живишь меня теперь -уединенье.
С мечтою - жизнь,с молчаньем - песнопенье
Связало ты, как прочное звено.
Незыблемо с тобой сопряжено
Судьбы моей грядущее решенье.
И если мне погибнуть суждено -
Про моряка, упавшего на дно,
Ты песенку мне спой -уединенье!

"Люби святое уединение". Это из духовных наставлений архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

dmitri.shevarov@yandex.ru


1 комментарий:

  1. Примите награду от Библиотечного калейдоскопа http://biblkaleidoskop.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить